Даже наиболее благожелательно настроенные по отношению к мусульманским народам западные и российские аналитики, как бы нехотя признав, что да, ислам чрезмерно "воинственен" и "радикален", ищут ему оправдание в "молодости". Напомнив, что исламская религия получила свое распространение в VII веке, на шесть столетий позже христианского вероучения, эти благожелатели мусульман говорят: мол, что поделать, ведь и раннее христианство в свое время было не менее воинственным и радикальным, нетерпимым к иноверцам, чем нынешний ислам. При этом аудитории напоминаются времена крестовых походов и судилищ инквизиции. И формулируется вывод: чем "моложе" религиозная система, тем меньше в ней лояльности к инакомыслию, к другим религиям. И наоборот: чем "старее" религия, тем она смиреннее, тем меньше в ней нетерпимости и жестокости.
Не будем вдаваться в малопонятные непосвященным богословские постулаты, в соответствие с которыми вообще нелепо ставить вопрос о "молодости" или "старости" монотеизма, поскольку не только исламские заповеди, но простое здравомыслие показывают, что ислам (что означает "покорность Богу") возник одновременно с верой в Единого Бога, Творца всего сущего. А вера эта была присуща уже нашим первым прародителям Адаму и Еве (мир им!).
Правда, как свидетельствуют Писания всех трех религий монотеизма, не во всем наши прародители были покорны Господу. Но эпизод с запретным плодом, который они вкусили, показывает не отсутствие ислама ("покорности Богу") как такового в самом начале человеческого бытия, а частичное нарушение этой покорности, за что наши прародители поплатились изгнанием из Эдема. Одним словом, мусульмане, в отличие от представителей других конфессий, понимают, что ислам не является ни "старым", ни "молодым" - он был всегда, даже до сотворения людей, ибо все живое и неживое покорно тем законам, которые Создатель установил для всех элементов и явлений сотворенного Им мироздания. Лишь человеку и таинственным духам ("джиннам") дана свобода выбора, возможность быть покорным заповедям Господа по своей воле, и когда человек становится добровольным исполнителем священных установлений, он и получает право считать себя покорным Богу, мусульманином, членом исламской уммы.
Сделав эти оговорки, все же условно согласимся с тем, что ислам "моложе" христианства более чем на шесть столетий. И посмотрим, так ли он враждебен к представителям других религиозных систем, в частности, к христианам. И для этого обратимся к исламу того периода, когда он был наиболее "молодым", буквально "новорожденным", то есть к исламу времен пророка Мухаммеда (с.а.с.).
В 632 году по христианскому летоисчислению, в Мекку к пророку (с.а.с.) явилась делегация от жителей христианского города Наджрана (северный Йемен), которые согласилась признать над собой суверенитет мусульман. Был составлен и подписан договор - первый официальный договор, регулирующий отношения между исламским правительством и его христианскими подданными.
Русский (советский) ученый А.И.Колесников в книге "Завоевание Ирана арабами", изданной в Москве в 1982 году, отмечает:
"Для христиан одним из наиболее важных можно считать договор Мухаммеда (с.а.с.) с населением Наджрана, города и его округи в северной части Йемена. Содержание договора Мухаммеда (с.а.с.) с Наджраном сохранили мусульманские авторы VIII-XII вв. Ибн Саад, Абу Юсуф, Йакуби, Балазури, Ибн ал-Асир и др. Историки приводят текст копии договора или же дают его пересказ. Тексты копий в разных сочинениях имеют незначительные разночтения, и есть основания предполагать, что все они восходят к общему первоисточнику".
Приведем текст этого договора, столь же "молодого", как и сам ислам, чтобы читатель сам судил, насколько, "жестоким" и "нетерпимым к иноверцам" была исламская религия в наиболее "юном" своем состоянии. Оговорив в преамбуле строго фиксированные размеры государственного налога, который жители Наджрана должны отныне платить (2 тысячи укийа в год) пророк (с.а.с.) декларирует права христианских граждан руководимого им государства:
"Наджрану и его округе - покровительство Аллаха и защита пророка Мухаммеда, посланника Аллаха, в отношении их жизни, их веры, их земли и имущества, их отсутствующего, их присутствующего, караванов, церквей и обычаев.
Не будет изменено положение, в котором они находились, не будет изменено ничего из их прав и обычаев; не будут отстранены ни епископ от своего епископства, ни монах от своего монашества, ни священник от своего дела со всем, что в их руках из малого и великого.
Наджранцы не несут ответственности за проступки в прошлом и за кровь, пролитую во времена джахилии. Они не будут платить десятину, войско не будет топтать их земли. Если кто-то из них заявит о своих правах, вопрос будет решаться между ними по справедливости, не будет в Наджране ни обижающего, ни обиженного.
А кто из них, начиная с этого дня, будет заниматься ростовщичеством, то лишится моей защиты. Никто из них не будет схвачен за проступок другого.
Им, как указано в этом документе, будет покровительство Аллаха и защита пророка Мухаммеда навечно, до тех пор, пока не поступит приговор Аллаха, пока они искренни и выполняют то, что на них возложено, не обременяя себя дурными поступками". (А.И.Колесников, указанное сочинение, стр. 204)
Для сравнения, приведем еще один документ - на этот раз христианский, составленный в 1526 году, то есть в тот период, когда христианство достигло - в отличие от рассмотренного выше "младенческого" ислама - почтенного возраста в полторы тысячи лет. Это декрет христианнейшего короля Испании Карла V, изданный в отношении его подданных-мусульман. Того самого Карла V, от жесточайших налогов которого много раз восставали даже его христианские подданные:
"Строго воспрещается маврам говорить и писать на арабском языке как публично, так и у себя дома. Предписывается говорить и писать только по-кастильски, выдать свои арабские книги для сожжения, отказаться от всех обрядов, костюма, имен и обычаев мавританского происхождения, равно как и от пользования горячими банями, сделавшимися необходимостью в их жизни. Свадебные обряды у мавров должны совершаться по христианскому обряду. Мавританские женщины должны ходить по улице с открытым лицом". ( Из книги А.Арну "История цивилизаций", С-Пб, 1995 год).
Сравните беспристрастно эти два документа, которые регулируют: в первом случае жизнь христиан под покровительством мусульман, а во втором - жизнь мусульман под "покровительством" христиан. Только имейте в виду, что под "арабскими книгами" подразумевается, в том числе, и Коран. Но если ненависть к Корану еще можно понять, то чем, интересно, помешали испанскому королю "горячие бани"? Тем более, что его-то самого никто не заставлял купаться! Еще раз напоминаем, что приведенными документами представлены очень ранний ислам и очень зрелое христианство.
Если же кто-то возразит, что нынче на дворе уже другие времена, и у "христианской цивилизации" совсем другое отношение к мусульманам, то я бы посоветовал вспомнить даже не повсеместную оккупацию западными и российскими войсками мусульманских земель, не жестокости Чернокозово и Абу Грайба, а недавно принятые в ряде европейских стран законы, запрещающие мусульманкам появляться в определенных местах в хиджабе. "Мавританские женщины должны ходить по улице с открытым лицом". Что это - "взросление"? Или блуждание по кровавым кругам истории?
М. Висаитов
Чеченпресс